No Image

Тележка для пчеловода своими руками

СОДЕРЖАНИЕ
0
123 views
09 марта 2020

Даже самый современный корпус улика имеет немалый вес. Во время сезонных работ при кочевке хозяину пасеки приходится постоянно передвигать и переставлять . Без механизации труда обойтись сложно. Апилифт – удобное средство транспортировки пчелиных домов. Как сделать такой удобный подъемник своими руками.

Чем меньше общий вес пасечной тележки и больше прочность, тем она удобней и практичней. Стандартный вариант – это платформа (по ), подъемный механизм (рычаг), два широких колеса, удобная длинная ручка и крепежный механизм.

Если сравнивать с самодельной тележкой, то готовые модели отличаются прочностью, легкостью и долговечностью, имеют простой механизм подъема, компактный размер и гарантийный срок эксплуатации, что немаловажно.

Если нет навыка сварочных работ, то лучше приобрести готовый апилифт, заводского производства. Цена такой механизации не высока. Основные преимущества очевидны:

  • каркас из нержавеющей стали – легкие и прочные. Если покупать такой материал, то стоимость не порадует;
  • правильно продуманная по размеру, надежно укрепленная площадка;
  • несколько вариантов зажимов снизу и сверху, для надежного крепежа;
  • два широких колеса с покрышками высокой проходимости, рассчитанные на сложный рельеф;
  • рукоятки расположены таким образом, чтобы человек любого роста смог удобно пользоваться тележкой .

На колесном механизме предусмотрена амортизационная система, так как перевозить ульи часто приходится не по асфальту, а по пересеченной местности. Важно не навредить пчелиному семейству – заводской вариант исключает случайное падение.

Еще одно преимущество – тележка легко складывается и не занимает много места при зимнем хранении. Самостоятельное изготовление не гарантирует такого удобства.

Дорогие, но удобные варианты, такие как Каптарлифт из Венгрии, оборудованные электрическим подъемником – настоящая мечта, но стоят недешево. А можно ли сделать такой апилифт самому?

Важно уточнить, что все импортные подъемники рассчитаны на полистирольные ульи, которые в несколько раз легче деревянных.

Еще несколько слов о минусах. В идеале практикующему пасечнику необходимы два устройства:

  • для ежедневной работы небольшая лебедка – приподнять, развернуть, немного передвинуть по солнцу улей;
  • для погрузки и разгрузки на бортовое транспортное средство – своеобразный миниатюрный погрузчик.

Поэтому многие делают подъемники сами, ориентируясь на индивидуальную специфику ведения работ.

Конструкция и принцип работы

Работает простейшая пасечная тележка по следующему принципу:

  • боковые зажимы сдвигаются к центру при фиксации улья;
  • после того, как улей установлен, фиксаторы надежно закрепляют его на каркасе;
  • для открытия зажима предусмотрен простой механизм – рычаг;
  • можно при изготовлении снабдить каркас механизмом захвата в виде откидных вил, чтобы можно было легко захватить тяжелый улей – такие подъемники часто используются на автоматических подъемниках-транспортировщиках в супермаркетах.

Апилифт имеет простой принцип работы, но, многие пасечники отмечают серьезные недостатки:

  • слабый крепеж;
  • нет возможности подъема на третий ярус, не хватает высоты каркаса;
  • заводские варианты не подходят для ульев разного размера и выдерживают вес не более 150 кг.

Простейший апилифт помогут сделать — чертежи и навыки работы со сварочным аппаратом.

Если решено делать данное приспособление, то предлагаем самые простой и надежный вариант, разработанный опытными пчеловодами. Материалы, необходимые для работы:

  • квадратные трубы профильные 7 штук по 2 м и для усиления каркаса по углам необходимы пластины — 2,5 х 2.5 см – 4 шт.;
  • болты с гайками – маркировка М6 и М8;
  • колеса – 2 шт.;
  • металлический трос;
  • катушка с ручкой для намотки троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки (удобней с резиновым покрытием);
  • пружины;
  • сварка.

Делаем простую тележку пчеловода, придерживаясь пошаговой инструкции.

Пасечная тележка – профильная труба для каркаса

Боковые стойки рамы делаем из трубы 2м:

  • с внешних сторон надо сделать пропилы, ширина 20 мм, в них будет установлена ось подшипников каретки;
  • сверху устанавливаем шуруповертом фиксирующие болты, регулирующие ось подшипников;
  • привариваем ручки на удобном уровне;
  • раму варим из четырех труб – верхняя поперечная — посередине крепится к боковым трубам, нижняя – к торцам боковых, для укрепления конструкции с тыльной стороны привариваем пластины. Получается своеобразная решетка с центральной направляющей, на которой размещены фиксирующие зажимы и каретка. По этой направляющей при помощи троса будем поднимать улик на тележку, приводя механизм в действие при помощи рычага и наматывая трос на катушку;
  • сверлим в нижней поперечине отверстия для закрепления кронштейна, который будет держать колеса;
  • на верхней поперечине при изготовлении крепится блок с подшипником для плавного наматывания троса, по которому перемещается каретка;
  • саму катушку для передвижения троса закрепляем на второй поперечной перекладине;
  • на катушку привариваем рычаг ручку, длина 15 – 20 см, для намотки троса;
  • не забываем установить стопор с двух сторон в месте крепления катушки и рычага;
  • пружиной соединяем ручку рычажного механизма и металлический трос. Важно, чтобы язычок надежно фиксировал механизм, предотвращая опускание нагруженной каретки;
  • в свободном положении пружина будет упираться в язычок стопора и плотно фиксировать высоту подъема.
Читайте также:  Сухие букеты для декора

Монтаж колес апилифта своими руками — подойдет внешний диаметр колеса 38 – 40 см, больше не надо:

  • ось колес закрепляется кронштейном, сваренным из трубы 2.5х2.5 см;
  • фиксируем с внешней стороны ось гайками;
  • крепим кронштейн к раме пластинами 11 х 2.5 см, прямоугольными.

Кронштейн тележки для пчеловода сварен из двух профильных труб – длиной 25 и 30 см, закрепленных под углом в 90 градусов и крепящихся к раме болтами М8. Такая конструкция позволяет наклонять тележку под разным углом.

Проще понять конструкцию и принцип работы, изучив чертежи.

Чертежи

На рисунках представлены чертежи на стандартный вариант тележки, грузоподъемностью до 150 кг. По ним можно легко собрать простой подъемник из доступных и недорогих материалов самому.

Если нужно изменить размеры подъемника, то руководствуясь чертежами добавлять сантиметры нужно пропорционально с каждой стороны и по длине. Указанные размеры обеспечат максимальную нагрузку до 150 кг, дополнительные крепежи утяжелят тележку.

Каретка

Самый сложный механизм тележки, который состоит из большого количества деталей:

  • зажимы для захвата;
  • блок для подъемного троса, аналогичный закрепленному на раме, при изготовлении крепим на средней поперечной трубе;
  • движется по направляющим при помощи шарикоподшипников;
  • к нижней части каретки приваривается держатель для подъемного вилочного механизма;
  • работу регулирует тяговый рычаг.

Конструкцию и принцип работы каретки можно понять из чертежей.

Представленное видео и чертежи помогут разобраться в последовательности изготовления. Если нет желания тратить большие деньги, то простейший подъемник можно сделать за два дня своими руками.

Конструкция и принцип работы

Тележка должна быть регулируемой для разного вида ульев, способной поднимать и перевозить бочки и другие емкости.

Апилифт, купленный в специализированном магазине, обладает следующими характеристиками:

  • допустимая масса поднимаемого груза не должна превышать 150 кг.;
  • высота, на которую поднимается груз, ограничивается 1,3 м;
  • захват тележки работает в диапазоне от 34,8 до 53,6 см.

На этих характеристиках основаны чертежи для изготовления устройства своими руками.

Подъемник состоит из таких элементов:

  • двух рам, одна из которых неподвижна;
  • троса;
  • двух колес на оси;
  • рычага;
  • кронштейн для зажима;
  • вилки.

Регулировочный винт и установочные отверстия позволяют настраивать тележку под разные размеры груза.

Пасечная тележка с поднятым вверх рычагом подвозится к улью. Кронштейн для зажима регулировочным винтом подводится в положение, при котором зазор между ульем и кронштейном не превышал 5 мм. После этого ручка рычага опускается вниз. Улей оказывается надежно зажатым с двух сторон. На нужную высоту груз поднимается с помощью лебедки.

Материалы и инструменты для самостоятельного изготовления

Своими руками смастерить подъемник можно только опираясь на чертежи и владея необходимым инструментом, а также умением им пользоваться. Профессионалы советуют делать механический привод устройства. Это облегчит управление подъемником. Правильно сконструированная тележка для перевозки ульев поднимает и опускает кладь с точностью до 1 см. Вес груза при правильном выполнении практически не ощущается, ручка испытывает на себе давление около 1 кг.

Для работы понадобится:

  • профильные квадратные трубы 4 x 2; 3 x 2; 2,5 x 2,5 см;
  • болты М6, М8, гайки;
  • колеса;
  • трос;
  • катушка для наматывания троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки с резиновым покрытием;
  • пружины для натяжения;
  • рулетка;
  • сварочный аппарат.

Пошаговая инструкция сборки

Процесс изготовления апилифта своими руками проходит несколько этапов с поочередным конструированием рамы с катушкой, подъемного механизма, каретки. Представленные подробные фотографии с размерами принадлежат Сергею Самойлову.

Размер готовой рамы составляет 157 см в длину и 37 см в ширину. Рама варится из квадратных труб в соответствии с указанными выше размерами. Она должна иметь 4 поперечных балки, приваренные встык. Самая нижняя балка приваривается плашмя к боковинам. Для верхней и нижней поперечных балок используется труба такого же размера, как и для рамы. Для двух средних балок применяется труба меньшим диаметром (3 x 2 см). Вторая поперечная балка сверху крепится на расстоянии 50 см от верхней балки. Вторая балка снизу приваривается на 38 см от нижней.

  • С внешней стороны по всей длине стоек рамы апилифта делается пропил в 2 см для движения подшипника. В пропиле сверху и снизу крепятся болты М6, удерживающие подшипник от вылета из канавки.

    На третье балке сверху с двух сторон делаются по 2 болтовых сквозных отверстия (М8) для дальнейшего крепления кронштейнов колес.

    На расстоянии 20 см от верхнего края рамы к боковым трубам привариваются ручки, как у обычных садовых тачек.

    Читайте также:  Полезные свойства масла можжевельника

    Катушка и подъемный механизм, колеса

    На лицевую часть верхней поперечной трубы на расстоянии 13 см от правой боковины крепится подшипник диаметром 4 см с фиксатором от выпадения троса. Он будет выполнять функцию подъемного блока. В канавку ролика помещается 3 мм стальной трос.

    С левой стороны боковины на расстоянии 13 см болтами закрепляется свободный верхний конец троса.

    На вторую сверху поперечную балку крепится катушка высотой 3,5 см и внешним диаметром 5 см и внутренним 3 см на расстоянии 12 см от правой боковой трубы рамы. При подъеме каретки на катушку будет наматываться трос. Ось катушки устанавливается в подшипнике. С другой стороны к ней приваривается рычаг (20 см) со свободно вращающейся вокруг своей оси рукояткой.

    На поперечной балке, где крепится катушка и рычаг, сверху и снизу привариваются два металлических стопора.

    Ручка рычага тросом соединяется с пружиной и металлическим язычком. Язычок выступает предохранителем от случайного опускания каретки с грузом. В нерабочем состоянии пружина упирает язычок в один из стопоров.

    Для изготовления апилифта лучше всего подойдут колеса с внешним диаметром 38 см.

    Оси колес крепятся кронштейнами, изготовленными из квадратной трубы диаметром 2,5 x 2,5 см. С внешней стороны оси фиксированы гайками. К раме кронштейны крепятся стальными прямоугольными пластинами размером 11 x 2,5 см. Таким образом, кронштейн для колес представляет собой два отрезка трубы 23 и 30 см, сваренные между собой под прямым углом и прикрепленные к раме сквозными болтами М8.

    Колеса выдвигаются из кронштейнов, что дает возможность наклонять апилифт к земле под разными углами.

    Каретка и вилка

    Самая сложная деталь механизма для изготовления своими руками – это его подъемная часть или каретка.

    Вначале делается каркас каретки (72 x 38 см) из трубы диаметром 3 x 2 см. Нижние две поперечные балки привариваются из трубы чуть большего диаметра 3 x 3 см, так как внутри будут размещаться боковые зажимы для захвата улья. Зажимы удерживаются за счет шарниров. Когда под действием тяги, шарнир наклоняется, идет перекос квадрата, тянущего за собой трубку бокового зажима. Наклон шарниров регулируется болтом с пружиной. Сила сжатия боковых зажимов зависит от степени отклонения шарнира.

    Зажимы, осуществляющие захват груза, изготавливаются из трубы 2,5 x 2,5 см с рабочей длиной в 46 см.

    Перпендикулярно по отношению к внешним краям зажимов привариваются отрезки трубы (по 9 см), к которым крепятся сваркой «лапы» зажима длиной 14 см. Внутреннюю поверхность лап делают ребристой, чтобы лучше осуществлять захват. Готовые зажимы легко вставляются в трубы каретки большего диаметра.

    В центре нижней поперечной трубы каретки приваривается такой же блок для троса, который установлен на перекладине рамы. Движение каретки по раме осуществляется за счет 4 подшипников, установленных по боковым стойкам подъемника.

    Апилифт предусматривает возможность подъема улья за дно. Для этого в самом низу каретки как с правого, так и с левого бока привариваются отрезки трубы (9 см) диаметром 2,5 x 2,5 см, в которые вставляются подъемные вилки и крепятся болтами М6. Сами вилки — это отрезки трубы длиной 49 см.

    Для того чтобы механизм каретки начал сжиматься его приводят в действие рычагом с тягой.

    Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

    Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

    Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

    Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

    Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.

    Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.

    Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

    С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

    Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

    Читайте также:  На зиму перец и помидоры без уксуса

    Рама имеет 4 поперечины.

    Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

    В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

    На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

    По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

    С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

    Высота катушки – 35 мм.

    Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

    На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

    Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

    В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

    Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

    «Чертеж» колеса с кронштейном.

    Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

    С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

    Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

    Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

    На концах труб – пластины для крепления к раме.

    В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

    В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

    Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

    Подъемная часть – каретка.

    Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

    Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

    Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

    В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

    Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

    Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

    Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

    Сами боковые зажимы выглядят вот так.

    Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

    Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

    При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

    Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

    Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

    Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

    Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

    Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

    Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

    Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

    Комментировать
    0
    123 views
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Огород
    452 комментария
    No Image Огород
    0 комментариев
    No Image Огород
    0 комментариев
    Adblock
    detector