No Image

Православный народный календарь времена года

СОДЕРЖАНИЕ
0
71 views
09 марта 2020

Времена года. Русский народный календарь. Месяцеслов.

Времена года, четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°.

Различия в продолжительности времен года. Из-за изменений скорости движения Земли по орбите в течение года, обусловленных эллиптичностью орбиты и законами движения, меняется и продолжительность времен года. Земля находится в перигелии (на ближайшей к Солнцу точке орбиты) примерно 2 января. В это время она движется быстрее, чем в середине года, и поэтому осень и зима короче остальных сезонов Северного полушария. Из этого следует, что лето в Южном полушарии короче, чем в Северном, а зима длиннее.

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕН ГОДА

Географические причины. Причины сезонных изменений состояния природы можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относятся географические причины.
1. Сезонные изменения продолжительности светлого времени суток: летом дни длинные, а ночи короткие; зимой их соотношение меняется на обратное.
2. Сезонные изменения высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. Летом в умеренных широтах в полдень Солнце находится ближе к зениту, чем зимой, и, следовательно, одинаковое количество солнечной радиации летом распределяется на меньшей площади земной поверхности.
3. Сезонные изменения длины пути прохождения солнечных лучей в атмосфере влияют на степень их поглощения. Находящееся низко над горизонтом Солнце дает меньше тепла и света, чем Солнце, расположенное высоко, ближе к зениту, поскольку солнечные лучи в первом случае преодолевают более мощный слой атмосферы.

В низких широтах в любое время года бльшую часть дня Солнце находится высоко над горизонтом. В умеренных широтах оно поднимается высоко над горизонтом только летом, а в остальное время года стоит низко. В полярных районах Солнце высоко никогда не поднимается. Несмотря на различные механизмы действия двух последних причин, их иногда объединяют и объясняют углом падения солнечных лучей.

Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Зима — декабрь, январь, февраль.

Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Весна — март, апрель, май.

Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Лето — июнь, июль, август.

Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь.

Для каждого человека единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого непонятного мира. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий.

Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы. Так образовался годичный календарный цикл, с которым мы предлагаем ознакомиться вам. Помимо примет, связанных с явлениями природы, вы так же познакомитесь с поверьями, сопровождавшими главные обряды в жизни людей: рождение ребенка, свадьбу, похороны.

Все дни годичного календарного цикла носят имена христианских святых, хотя система примет и обрядов сложилась, конечно же, задолго до принятия на Руси христианства. Дело в том, что после крещения Руси церковный календарь и главные христианские праздники отчасти совпали с существовавшими до этого языческими праздниками, а отчасти и заменили их.

Русский народ долгое время жил как бы по двум системам мировоззрения: древней — языческой, и новой — христианской. Следы такого «двойного зрения» и остатки прежних языческих культов и праздников можно обнаружить и по сей день. Взяв христианский церковный календарь за основу, параллельно описаны праздники, отмечавшиеся когда-то в честь древних славянских богов, а также многочисленные приметы и поверья.

Одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался Русский народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.

Календарь – это система счета промежутков времени. Первые календари возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца было принято платить долги.

Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.

Читайте также:  Многолетние цветы синего цвета фото и название

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Русский народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Помимо основных годовых сезонов, выделаялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна – раннее лето), молодое бабье лето (конец лета – начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

Современные русские названия

Древние славянские названия

Современные украинские названия

Современные белорусские названия

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его, видимо, уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.

Напомним об особенностях нашего календаря. До 1342 года по языческой традиции год начинался с марта — времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. Январь, таким образом, был одиннадцатым месяцем.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала ян-варь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям — 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова, Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.

Особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" — от древнерусского "два на десяте" -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.

Первая категория — неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово — 25 декабря (7 янва-ря), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа. Успение Пре-святой Богородицы — 15 (28) августа.

Вторая категория двунадесятых праздников — переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Эти три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (иначе — Вербное воскресенье) — празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье). Сам праздник Пасхи — День светлого Христова Воскресения — в этот счет не входит, ибо он есть "праздников праздник и торжество из торжеств", и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается — так называемые "пасхальные пределы" — в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (3 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период.

По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции (это определяется значением воспоминаемых событий и торжественностью богослужения), приближаются великие праздники в честь св. Иоанна Предтечи — величайшего "из рожденных женами". Их два: день его Рождества — 24 июня (7 июля) и Усекновение главы — 29 августа (11 сентября). К великим относятся праздники в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля), а также Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября и Обрезание Господне — 1 (14) января.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Кроме того, существуют особо чтимые праздники — в каждой епархии или церковной области есть просиявшие здесь угодники Божий или были явления чудотворных икон Божией Матери. В дни, посвященные их чествованию, проходят высокоторжественные богослужения, которые народ глубоко чтит. Среди особо почитаемых праздников есть несколько носящих общенациональный харак-тер и посвященных самым любимым и почитаемым в народе святым Божиим угодникам.
Это праздники — весенний (вешний) — 9 (22) мая и зимний (холодный) 6 (19) декабря в честь чудотворца и св. угодника Николая Мирликийского, также два праздника в честь св. великомученика Георгия Победоносца: Егорий вешний (Юрьев день весенний — 23 апреля (6 мая) и Егорий осенний (Юрий холодный) — 26 ноября (9 декабря).
Это и посвященный памяти пророка и чудотворца Илии Ильин день — 20 июля (2 августа). О них мы расскажем в рамках календарной хронологии.
Помимо двунадесятых, великих и особо чтимых христианских праздников, вы узнаете еще и о нескольких особенно люби-мых в народе и важных в бытовом плане праздниках, днях памяти святых угодников (например, Косьмы и Дамиана, св. Екатерины и др.).

Читайте также:  Монтаж откатных ворот своими руками видео инструкция

Времена года. Книга для чтения на каждый день

Эта книга необыкновенная, называется она Времена Года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день (составитель Вл. Соколовский).

Книга составлена в соответствии с русским земледельческим циклом и начинается с зимы, а точнее с декабря и посвящена временам года, а год расписан по православным праздникам или по именам святых, память которых отмечалась в эти дни.

Книгу я подарила маме шестнадцать лет назад. Мама моя была верующим человеком, знала много народных примет, обычаев, христианских праздников. Когда я случайно увидела в продаже этот календарь, купила и подарила ей, а она была просто счастлива и, на самом деле, обращалась к ней почти ежедневно.

Возьмём сегодня – 8 ноября. Дмитриев День. Читаем всё о том, кто такой был этот святой, его житие. Далее : В Дмитриев день на Руси повсеместно справляются поминки по усопшим. Особенно почитается суббота перед днем святого. Дмитриевская неделя называется родительской. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Дмитрию Донскому. А в приметах: До Дмитриевской субботы зима не становится. Коли 8 ноября холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна тёплые. Ну что ж, поживём – увидим.

В книге есть глава, посвященная подвижным православным праздникам, постам, Пасхе, приведен календарь подвижных праздников на двадцать лет.

Перечислены Заповеди Господни. Приведён Краткий Молитвослов.

Рекомендую всем, кто интересуется русскими народными традициями и обычаями, а также тем, у кого имеется подсобное хозяйство.

Народный календарь / Месяцеслов

  • Записи сообщества
  • Поиск

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

3 сентября в народном календаре — Фаддей Проповедник.

В этот день отмечается память святого Фаддея — апостола от семидесяти (так называли учеников Иисуса Христа, не входящих в число ближайших, а также учеников двенадцати апостолов).
Показать полностью…

На Фаддея было принято убирать лен. А поскольку в этот день отмечалась еще память мученицы Вассы Алонской, то при работе говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Сжав лен, его раскладывали на лугах — ради «улежания», другими словами, чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. При этом каждая баба произносила заговор: «Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка».

Наблюдали в этот день за погодой. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.

Именины в этот день:
Александр, Ефрем, Игнатий, Корнилий, Павел, Рафаил, Фаддей

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

2 сентября в народном календаре — Самойлов день.

В этот день отмечают память библейского пророка Самуила, или Шмуэля (то есть «услышанного богом»).
На Руси пророка Самуила считали заступником сильного пола, говорили: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому и Самойлов день становился своего рода мужским праздником: дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела.
Показать полностью…

В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. Времени для них оставалось совсем мало — зима приближалась неизбежно.

В этот день в лесах уже появлялись первые зимние опята, и дети с корзинами шли за «урожаем». На столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.

Именины в этот день:
Александр, Виктор, Владимир, Иван, Лев, Максим, Николай, Самуил, Степан, Тимофей, Федор

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

1 сентября в народном календаре — Фекла Свекольница.

В этот день отмечается память трех мучеников Газских — Тимофея, Агапия и Феклы, пострадавших за веру в 304-306 годах.
«На Феклу именинница свекла», — говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Руси свеклу употребляли с древних времен — как белую, так и красную.
Показать полностью… Последнюю, впрочем, ценили больше — в том числе за целебные свойства. Ей приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли.

Из свеклы готовили разнообразные блюда, в первую очередь, супы. Названия как минимум двух из них известны всем — это горячий наваристый борщ и холодная витаминная ботвинья. Квашеную свеклу — бураки — подавали зимой к вареной картошке.

На Феклу подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Феклин день пришел, овес дошел», — говорили крестьяне.

Читайте также:  Розы с ромашками фото

Именины в этот день:
Андрей, Николай, Тимофей, Фекла

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

31 августа в народном календаре — Флор и Лавр, Лошадиный праздник.

Святые Флор и Лавр — раннехристианские мученики, родные братья.
На Руси на Флора и Лавра не допускалось привлекать лошадей к работе. Напротив, с самого утра их обхаживали: чистили, мыли, заплетали гривы, а после отводили к обедне и окропляли святой водой.
Показать полностью… Говорили, что это должно защитить лошадей от болезней. Весь день животных старались угощать лакомством — кормили пирогами, потчевали молодым пивом. Также пекли особое печенье с изображением конского копыта.

Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем. Земледельцы вырывали полынь и рассматривали ее корни: если они толсты, на следующий год можно ждать хорошего урожая.

Начинались бабьи засидки: крестьянки собирались у какой-либо вдовы, и проводили вечера с рукоделием и за разговорами.

Именины в этот день:
Георгий, Григорий, Денис, Евгений, Емельян, Иван, Иларион, Лев, Лука, Макар, Михаил, Ульяна

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

30 августа в народном календаре — День Мирона, Вдовьи помочи.

В этот день отмечали память святого Мирона.
К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки», — говорили крестьяне.

На Руси праздник имел еще одно название — Вдовьи помочи. Было принято помогать вдовам, сиротам и всем обездоленным. «На вдовий двор хоть щепку кинь», — говорили наши предки. На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.

Именины в этот день:
Алексей, Дмитрий, Илья, Мирон, Павел, Ульяна, Филипп

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

29 августа в народном календаре — Спас Нерукотворный.

В народном календаре на этот день выпадает Третий Спас — Спас Нерукотворный.
На Руси в этот день селяне усердно молились Богу, а затем женщины отправляли мужей на поля с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а поверх них укладывали мешки с зернами, предназначенными для посева.
Показать полностью… На поле засевальщика уже ждали дети с пирогом и гречневой кашей. Про три разных Спаса наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». С этого дня обыкновенно начиналась также продажа полотна и холстов.

Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей»; «Маленький мужичок — костяная шубка».

Также про этот день говорили: «Третий Спас хлеба припас», — и пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду.

В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.

Именины в этот день:
Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков

Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена

28 августа в народном календаре — Успение.

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И в православной, и в католической церкви он посвящен дате кончины Божией Матери.
Показать полностью…

Праздник Успения начали отмечать еще во времена раннего христианства. К 6 веку этот день уже праздновался повсеместно. Первой задокументированной датой, когда это праздник был официально установлен, считается 582 год. В православии Успение относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост — самый строгий после Великого поста.

Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством — Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей. В праздник по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы — ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент.

Праздник иногда называли Дожинком, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Так как в жатве участвовали главным образом женщины, то в старину время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного.

Напоследок крестьянки выходили в поле, обвязывали соломой серпы и катались по земле, прося жниву вернуть силу, затраченную на уборку урожая. После этого последний сноп наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли в деревню.

На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей.

Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.

Комментировать
0
71 views
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Огород
452 комментария
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
Adblock
detector