Времена года. Русский народный календарь. Месяцеслов.
Времена года, четыре периода года (весна, лето, осень и зима), характеризующиеся определенными средними температурами. Период, за который Солнце проходит один из этих секторов, называется временем года. Весна в Северном полушарии и осень в Южном начинаются, когда Солнце проходит через начальный круг склонения и его прямое восхождение равно 0° (весеннее равноденствие). Лето в Северном полушарии и зима в Южном наступают, когда прямое восхождение Солнца равно 90° (летнее солнцестояние). Осень в Северном полушарии и весна в Южном начинаются, когда прямое восхождение Солнца составляет 180° (осеннее равноденствие). Началом зимы в Северном полушарии и лета в Южном считается зимнее солнцестояние, когда прямое восхождение Солнца составляет 270°.
Различия в продолжительности времен года. Из-за изменений скорости движения Земли по орбите в течение года, обусловленных эллиптичностью орбиты и законами движения, меняется и продолжительность времен года. Земля находится в перигелии (на ближайшей к Солнцу точке орбиты) примерно 2 января. В это время она движется быстрее, чем в середине года, и поэтому осень и зима короче остальных сезонов Северного полушария. Из этого следует, что лето в Южном полушарии короче, чем в Северном, а зима длиннее.
ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ ВРЕМЕН ГОДА
Географические причины. Причины сезонных изменений состояния природы можно подразделить на прямые и косвенные. К первым относятся географические причины.
1. Сезонные изменения продолжительности светлого времени суток: летом дни длинные, а ночи короткие; зимой их соотношение меняется на обратное.
2. Сезонные изменения высоты полуденного стояния Солнца над горизонтом. Летом в умеренных широтах в полдень Солнце находится ближе к зениту, чем зимой, и, следовательно, одинаковое количество солнечной радиации летом распределяется на меньшей площади земной поверхности.
3. Сезонные изменения длины пути прохождения солнечных лучей в атмосфере влияют на степень их поглощения. Находящееся низко над горизонтом Солнце дает меньше тепла и света, чем Солнце, расположенное высоко, ближе к зениту, поскольку солнечные лучи в первом случае преодолевают более мощный слой атмосферы.
В низких широтах в любое время года бльшую часть дня Солнце находится высоко над горизонтом. В умеренных широтах оно поднимается высоко над горизонтом только летом, а в остальное время года стоит низко. В полярных районах Солнце высоко никогда не поднимается. Несмотря на различные механизмы действия двух последних причин, их иногда объединяют и объясняют углом падения солнечных лучей.
Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Зима — декабрь, январь, февраль.
Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Весна — март, апрель, май.
Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Лето — июнь, июль, август.
Русский народный календарь. Месяцеслов. Времена года — Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Для каждого человека единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого непонятного мира. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий.
Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы. Так образовался годичный календарный цикл, с которым мы предлагаем ознакомиться вам. Помимо примет, связанных с явлениями природы, вы так же познакомитесь с поверьями, сопровождавшими главные обряды в жизни людей: рождение ребенка, свадьбу, похороны.
Все дни годичного календарного цикла носят имена христианских святых, хотя система примет и обрядов сложилась, конечно же, задолго до принятия на Руси христианства. Дело в том, что после крещения Руси церковный календарь и главные христианские праздники отчасти совпали с существовавшими до этого языческими праздниками, а отчасти и заменили их.
Русский народ долгое время жил как бы по двум системам мировоззрения: древней — языческой, и новой — христианской. Следы такого «двойного зрения» и остатки прежних языческих культов и праздников можно обнаружить и по сей день. Взяв христианский церковный календарь за основу, параллельно описаны праздники, отмечавшиеся когда-то в честь древних славянских богов, а также многочисленные приметы и поверья.
Одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался Русский народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.
Календарь – это система счета промежутков времени. Первые календари возникли очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. Это связано с тем, что в Древнем Риме особо провозглашалось начало каждого месяца, и с тем, что первого числа месяца было принято платить долги.
Разные народы считали время по-разному. В одних календарях в основу положена смена фаз Луны – лунные календари; в других – смена времен года – солнечные; в третьих продолжительность года согласовывалась со сменой времен года, а отсчет месяцев связывался с фазами Луны. Такие календари называются лунно-солнечными.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Русский народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Помимо основных годовых сезонов, выделаялись переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна – раннее лето), молодое бабье лето (конец лета – начало осени), осенины (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.
Современные русские названия
Древние славянские названия
Современные украинские названия
Современные белорусские названия
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной, народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его, видимо, уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период). "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Напомним об особенностях нашего календаря. До 1342 года по языческой традиции год начинался с марта — времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. Январь, таким образом, был одиннадцатым месяцем.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летосчисления, проведенная царем Петром I в соответствии с западноевропейским календарем, сделала ян-варь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счет лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям — 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова, Названия же месяцев, несмотря на то, что русские имели свои исконные (цветень, серпень, травень, вьюговей, листопад и др.), утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам через Византию из Древнего Рима.
Особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось "двенадесятые" — от древнерусского "два на десяте" -двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.
Первая категория — неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников: Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября. Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово — 25 декабря (7 янва-ря), Богоявление, или Крещение Господне -6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа. Успение Пре-святой Богородицы — 15 (28) августа.
Вторая категория двунадесятых праздников — переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Эти три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (иначе — Вербное воскресенье) — празднуется за неделю до Пасхи, Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе), День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, т.е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье). Сам праздник Пасхи — День светлого Христова Воскресения — в этот счет не входит, ибо он есть "праздников праздник и торжество из торжеств", и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается — так называемые "пасхальные пределы" — в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (3 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период.
По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции (это определяется значением воспоминаемых событий и торжественностью богослужения), приближаются великие праздники в честь св. Иоанна Предтечи — величайшего "из рожденных женами". Их два: день его Рождества — 24 июня (7 июля) и Усекновение главы — 29 августа (11 сентября). К великим относятся праздники в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля), а также Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября и Обрезание Господне — 1 (14) января.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Кроме того, существуют особо чтимые праздники — в каждой епархии или церковной области есть просиявшие здесь угодники Божий или были явления чудотворных икон Божией Матери. В дни, посвященные их чествованию, проходят высокоторжественные богослужения, которые народ глубоко чтит. Среди особо почитаемых праздников есть несколько носящих общенациональный харак-тер и посвященных самым любимым и почитаемым в народе святым Божиим угодникам.
Это праздники — весенний (вешний) — 9 (22) мая и зимний (холодный) 6 (19) декабря в честь чудотворца и св. угодника Николая Мирликийского, также два праздника в честь св. великомученика Георгия Победоносца: Егорий вешний (Юрьев день весенний — 23 апреля (6 мая) и Егорий осенний (Юрий холодный) — 26 ноября (9 декабря).
Это и посвященный памяти пророка и чудотворца Илии Ильин день — 20 июля (2 августа). О них мы расскажем в рамках календарной хронологии.
Помимо двунадесятых, великих и особо чтимых христианских праздников, вы узнаете еще и о нескольких особенно люби-мых в народе и важных в бытовом плане праздниках, днях памяти святых угодников (например, Косьмы и Дамиана, св. Екатерины и др.).
Времена года. Книга для чтения на каждый день
Эта книга необыкновенная, называется она Времена Года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день (составитель Вл. Соколовский).
Книга составлена в соответствии с русским земледельческим циклом и начинается с зимы, а точнее с декабря и посвящена временам года, а год расписан по православным праздникам или по именам святых, память которых отмечалась в эти дни.
Книгу я подарила маме шестнадцать лет назад. Мама моя была верующим человеком, знала много народных примет, обычаев, христианских праздников. Когда я случайно увидела в продаже этот календарь, купила и подарила ей, а она была просто счастлива и, на самом деле, обращалась к ней почти ежедневно.
Возьмём сегодня – 8 ноября. Дмитриев День. Читаем всё о том, кто такой был этот святой, его житие. Далее : В Дмитриев день на Руси повсеместно справляются поминки по усопшим. Особенно почитается суббота перед днем святого. Дмитриевская неделя называется родительской. Установление этого поминовения принадлежит великому князю Дмитрию Донскому. А в приметах: До Дмитриевской субботы зима не становится. Коли 8 ноября холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна тёплые. Ну что ж, поживём – увидим.
В книге есть глава, посвященная подвижным православным праздникам, постам, Пасхе, приведен календарь подвижных праздников на двадцать лет.
Перечислены Заповеди Господни. Приведён Краткий Молитвослов.
Рекомендую всем, кто интересуется русскими народными традициями и обычаями, а также тем, у кого имеется подсобное хозяйство.
Народный календарь / Месяцеслов
- Записи сообщества
- Поиск
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
3 сентября в народном календаре — Фаддей Проповедник.
В этот день отмечается память святого Фаддея — апостола от семидесяти (так называли учеников Иисуса Христа, не входящих в число ближайших, а также учеников двенадцати апостолов).
Показать полностью…
На Фаддея было принято убирать лен. А поскольку в этот день отмечалась еще память мученицы Вассы Алонской, то при работе говорили: «Баба Василиса о льнах радеет». Сжав лен, его раскладывали на лугах — ради «улежания», другими словами, чтобы из него вышла лишняя влага, а он стал мягким и гибким. При этом каждая баба произносила заговор: «Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка».
Наблюдали в этот день за погодой. Если на Фаддея небо чистое и солнце светит ясно, то того же можно было ждать еще на четыре недели вперед.
Именины в этот день:
Александр, Ефрем, Игнатий, Корнилий, Павел, Рафаил, Фаддей
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
2 сентября в народном календаре — Самойлов день.
В этот день отмечают память библейского пророка Самуила, или Шмуэля (то есть «услышанного богом»).
На Руси пророка Самуила считали заступником сильного пола, говорили: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому и Самойлов день становился своего рода мужским праздником: дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жены накрывали богатый стол, чтобы хозяин добрым да сытым принимался за дела.
Показать полностью…
В Самойлов день просили хорошей погоды для осенних работ. Времени для них оставалось совсем мало — зима приближалась неизбежно.
В этот день в лесах уже появлялись первые зимние опята, и дети с корзинами шли за «урожаем». На столе частым блюдом в этот день были жареные грибы с картошкой.
Именины в этот день:
Александр, Виктор, Владимир, Иван, Лев, Максим, Николай, Самуил, Степан, Тимофей, Федор
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
1 сентября в народном календаре — Фекла Свекольница.
В этот день отмечается память трех мучеников Газских — Тимофея, Агапия и Феклы, пострадавших за веру в 304-306 годах.
«На Феклу именинница свекла», — говорили в народе и начинали уборку этого овоща. На Руси свеклу употребляли с древних времен — как белую, так и красную.
Показать полностью… Последнюю, впрочем, ценили больше — в том числе за целебные свойства. Ей приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толченые листья свеклы прикладывали к воспаленным глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли.
Из свеклы готовили разнообразные блюда, в первую очередь, супы. Названия как минимум двух из них известны всем — это горячий наваристый борщ и холодная витаминная ботвинья. Квашеную свеклу — бураки — подавали зимой к вареной картошке.
На Феклу подмечали, какой дует ветер: если с юга, то это сулило большой урожай овса. «Батюшка юг пустил ветер на овес»; «Феклин день пришел, овес дошел», — говорили крестьяне.
Именины в этот день:
Андрей, Николай, Тимофей, Фекла
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
31 августа в народном календаре — Флор и Лавр, Лошадиный праздник.
Святые Флор и Лавр — раннехристианские мученики, родные братья.
На Руси на Флора и Лавра не допускалось привлекать лошадей к работе. Напротив, с самого утра их обхаживали: чистили, мыли, заплетали гривы, а после отводили к обедне и окропляли святой водой.
Показать полностью… Говорили, что это должно защитить лошадей от болезней. Весь день животных старались угощать лакомством — кормили пирогами, потчевали молодым пивом. Также пекли особое печенье с изображением конского копыта.
Этот день считался последним для полевых работ. Окончание сева озимых было принято отмечать праздничным гуляньем. Земледельцы вырывали полынь и рассматривали ее корни: если они толсты, на следующий год можно ждать хорошего урожая.
Начинались бабьи засидки: крестьянки собирались у какой-либо вдовы, и проводили вечера с рукоделием и за разговорами.
Именины в этот день:
Георгий, Григорий, Денис, Евгений, Емельян, Иван, Иларион, Лев, Лука, Макар, Михаил, Ульяна
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
30 августа в народном календаре — День Мирона, Вдовьи помочи.
В этот день отмечали память святого Мирона.
К этому времени начинался активный листопад, приближалась осень, и пора была заканчивать полевые работы. «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки», — говорили крестьяне.
На Руси праздник имел еще одно название — Вдовьи помочи. Было принято помогать вдовам, сиротам и всем обездоленным. «На вдовий двор хоть щепку кинь», — говорили наши предки. На «помочах» сообща косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы для семей, в которых не было мужчин.
Именины в этот день:
Алексей, Дмитрий, Илья, Мирон, Павел, Ульяна, Филипп
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
29 августа в народном календаре — Спас Нерукотворный.
В народном календаре на этот день выпадает Третий Спас — Спас Нерукотворный.
На Руси в этот день селяне усердно молились Богу, а затем женщины отправляли мужей на поля с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а поверх них укладывали мешки с зернами, предназначенными для посева.
Показать полностью… На поле засевальщика уже ждали дети с пирогом и гречневой кашей. Про три разных Спаса наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». С этого дня обыкновенно начиналась также продажа полотна и холстов.
Третий Спас называли также Ореховым. К этому времени в лесах созревали орехи, начинался их сбор. Старики загадывали детям загадки об орехах: «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко»; «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей»; «Маленький мужичок — костяная шубка».
Также про этот день говорили: «Третий Спас хлеба припас», — и пекли караваи из нового урожая зерна. Кроме того, было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду.
В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. Если же на Спаса улетят журавли, то уже на Покров будет мороз.
Именины в этот день:
Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков
Народный календарь / Месяцеслов запись закреплена
28 августа в народном календаре — Успение.
Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. И в православной, и в католической церкви он посвящен дате кончины Божией Матери.
Показать полностью…
Праздник Успения начали отмечать еще во времена раннего христианства. К 6 веку этот день уже праздновался повсеместно. Первой задокументированной датой, когда это праздник был официально установлен, считается 582 год. В православии Успение относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост — самый строгий после Великого поста.
Наши предки нередко ассоциировали Богородицу с древним божеством — Матерью Сырой Землей, поэтому и в день Успения земля считалась именинницей. В праздник по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы — ни колья, ни лопаты, ни другой инструмент.
Праздник иногда называли Дожинком, поскольку в это время заканчивали жать хлеб. Так как в жатве участвовали главным образом женщины, то в старину время отдыха после Успения называли молодым Бабьим летом, которое продолжалось до Ивана Постного.
Напоследок крестьянки выходили в поле, обвязывали соломой серпы и катались по земле, прося жниву вернуть силу, затраченную на уборку урожая. После этого последний сноп наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли в деревню.
На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения. После устраивали общие пиры — складчины; для них варили пиво, жарили баранов, пекли пироги. Богатые люди угощали бедных соседей.
Называли Успение также Солением, поскольку в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту. Зимой с ними готовили щи, рассольники, а также употребляли с картошкой и хлебом.