План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_opisaniya_rasteniya.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План морфологического описания цветкового растения
1. Название растения
2. Класс растений: однодольное, двудольное
3. Продолжительность жизни: однолетнее, двулетнее, многолетнее.
4. Жизненная форма: дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, травянистое растение.
5. Наличие органов в данном растении.
6. Подземные органы: тип корневой системы: мочковатая, стержневая. Особенности внешнего строения корней. Наличие видоизмененных корней: корнеплод, корневые клубни.
7. Надземные побеги: особенности строения: укороченные, удлиненные. Видоизменения побега: луковица, корневище, клубень.
Расположение почек и листьев: супротивное, очередное, мутовчатое.
Особенности стеблей: цвет, наличие и особенности чечевичек, пробки, листовые рубцы. Тип стебля: прямостоячий, ползучий, вьющийся, цепляющийся, лежачий, приподнимающийся.
Видоизменения стеблей: колючки, листообразные, запасающие.
Строение почек: цвет, чешуи, размер.
Листья простые или сложные. Наличие видоизменений листа.
Особенности строения листьев: размеры, форма, толщина, цвет. Форма основания, верхушки, край листа.
Жилкование: сетчатое (перистое), параллельное, дуговое. Наличие волосков, воскового покрова.
8. Наличие цветков: размеры, цвет, двойной или простой околоцветник. Количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков. Свободные они или сросшиеся. Завязь верхняя или нижняя.
9. Наличие соцветий, их вид: простые (колос, щиток, головка, зонтик, початок, кисть,…) или сложные. Какое опыление преобладает: с помощью ветра или насекомых.
10. Наличие плодов: сухие или сочные околоплодники, многосемянные или односемянные. Тип плодов: семянка, зерновка, желудь, орех, боб, стручок, коробочка, листовка, яблоко, ягода, костянка, померанец, тыквина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая".
Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений.
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ.
Конспект уолка по биологии.
Презентация создана для подготовки к практическому туру олимпиады по биологии.
Биология, 6-й классПрезентация к уроку 1 по § 1Учебник «Они растут, цветут и пахнут»С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан.
«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений».
Главная
English
Биологический кружок ВООП
Гостю кружка
Планы кружка
Экспедиции и выезды
Исследовательская работа
Программа "Parus"
История кружка
Контакты кружка
Полевой центр
Фотогалерея
Летопись биостанции
Статьи о биостанции
Исследовательские работы
Учебные программы
Полевые практикумы
Методические семинары
Вебинары
Исследовательская работа
Проектная деятельность
Экспедиции и лагеря
Экологические тропы
Экологические игры
Публикации (статьи)
Методические материалы
Наглядные определители
Карманные определители
Определительные таблицы
Энциклопедии природы России
Компьютерные определители
Мобильные определители
Учебные фильмы
Методические пособия
Полевой практикум
Природа России
Минералы и горные породы
Почвы
Грибы
Лишайники
Водоросли
Мохообразные
Травянистые растения
Деревья и кустарники
Ягоды и сочные плоды
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии
Рептилии
Птицы, гнезда и голоса
Млекопитающие и следы
Фото растений и животных
Систематический каталог
Алфавитный каталог
Географический каталог
Поиск по названию
Галерея
Природные ландшафты мира
Физическая география России
Физическая география мира
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Новая Зеландия
Антарктика
Рефераты о природе
География
Геология и почвоведение
Микология
Ботаника
Культурные растения
Зоология беспозвоночных
Зоология позвоночных
Водная экология
Цитология, анатомия, медицина
Общая экология
Охрана природы
Заповедники России
Экологическое образование
Экологический словарь
Географический словарь
Художественная литература
Международные программы
Общая информация
Полевые центры (Великобритания)
Международные экспедиции (США)
Курс полевого образования (США)
Международные контакты
Интернет-магазин
Карманные определители
Цветные таблицы
Компьютерные определители
Энциклопедии природы
Методические пособия
Учебные фильмы
Комплекты материалов
Контакты
Гостевая книга
Ссылки
Партнеры
Наши баннеры
Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке "своей" социальной сети: |
[ sp ] : ml об : |
Пособия
Фильмы
Определители: Карманные
Наглядные
Компьютерные
Мобильные
Таблицы
Энциклопедии
Презентация
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru |
|
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях: |
![]() |
![]() |
|


Методические пособия и учебные фильмы по исследовательской работе школьников выпущены также в виде приложения "Методики изучения природы" для смартфонов и планшетов iPhone и iPad от Apple
Приложение можно установить из AppStore
К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине:
1. Систематическое положение растения: класс, семейство, род, вид.
2. Жизненная форма: дерево, кустарник, кустарничек, многолетнее, двулетнее, однолетнее травянистое растение. Признаки, определяющие жизненную форму (строение многолетних надземных частей). Растение однодомное, двудомное (при наличии разнополых цветков).
3. Тип питания: автотрофное, паразитное, полупаразитное.
4. Корневая система: стержневая, мочковатая, универсальная — смешанная.
5. Подземные видоизменения побега или корня: клубни, луковица, корневища, корнеплоды, корневые клубни, столоны и др.
6. Надземные побеги (для многолетних травянистых растений): высота, направление их роста и положение его в пространстве (прямостоячие, приподнимающиеся, ползучие, вьющиеся, цепляющиеся и т. д.); типы побегов по длине междоузлий (укороченные, удлиненные, полурозеточные).
7. Морфология скелетной части (для древесных растений): для дерева – наличие ствола, его высота, диаметр; особенности коры на стволе и крупных ветвях, чечевички, их форма, размеры; расположение крупных ветвей и их размеры, форма кроны (в лесу, на открытом месте); разнообразие побегов в кроне (удлиненные, укороченные и пр.); для кустарника (кустарничка) – положение зон кущения, наличие корневищ, число и размеры надземных осей; размеры годичных приростов; развитие перидермы и корки на приростах разного возраста.
8. Способ нарастания: моноподиальный, симподиальный.
9. Способ ветвления: верхушечный, боковой (виды).
10. Форма стебля – цилиндрический, трехгранный, четырехгранный, полый, ребристый, опушенный и т. д.
11. Листорасположение – очередное рассеянное, супротивное (двурядносупротивное, накрестсупротивное), мутовчатое, прикорневая розетка.
12. Лист – простой или сложный, черешковый, влагалищный, сидячий, с прилистниками, без прилистников;
— по форме пластинки – игольчатый, ланцетный, овальный, округлый, линейный, копьевидный, стреловидный, яйцевидный, почковидный, сердцевидный, серповидный и т. п.;
— по краю пластинки — цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, двоякопильчатый, городчатый, выемчатый, городчато-зубчатый и т. д.;
— по основанию пластинки – клиновидное, узкоклиновидное,
ширококлиновидное, нисбегающее, усеченное, округлое, сердцевидное, и т. д.;
— по верхушке пластинки – округлая, оттянутая, острая, остроконечная, тупая, выемчатая и т. д.;
— по степени расчлененности пластинки – цельный, тройчато-пальчато-перистолопастной, тройчато-пальчато-раздельный, тройчато-пальчато-рассеченный;
— по жилкованию – линейное, дуговое, сетчатое (пальчато-сетчатое, перисто-сетчатое), дихотомическое и др.
13. Опушение – все растение опушено, равномерно, без опушения, опушены отдельные части, опушение густое, редкое, волоски простые или железистые.
Соцветие или одиночный цветок. Соцветия – простые мо
ноподиальные: кисть, колос, початок, корзинка, головка, зонтик, щиток; сложные моноподиальные: сложный колос, сложный зонтик, метелка, сложная кисть, тирс и др.; симподиальные: монохазий (завиток, извилина), дихазий, плейохазий.
Цветок. На цветоножке или сидячий, правильный (актиноморфный – *), неправильный (зигоморфный — ↑), асимметричный, обоеполый ♀↑ или однополый ♂, ♀.
Околоцветник – простой (Р — perigonium) (венчиковидный, чашечковидный, симметрия и количество лепестков, окраска, сростность и т. д.) или двойной.
Чашечка (Са — calyx): количество чашелистиков, расположение на цветоложе (спиральное, круговое), раздельнолистная, сростнолистная, опушенная, голая.
Венчик (Со — corolla): число лепестков, расположение на цветоложе (спиральное, круговое), раздельнолепестный, сростнолепестный. Форма венчика.
Цветоложе – плоское, выпуклое, вогнутое и т. п.
Андроцей (А — androeceum) – количество тычинок, их форма, расположение в цветке в один круг (тычинки чередуются с лепестками, против лепестков), в два (и больше) круга, по спирали, пучками; свободные, сросшиеся друг с другом (нитями, пыльниками), с другими частями цветка.
Гинецей (G — gynoeceum) – число пестиков, (число плодолистиков, образующих пестик), типы гинецеев: апокарпный, ценокарпный (синкарпный, паракарпный, лизикарпный).
Тип завязи – верхняя, нижняя, полунижняя (средняя), ко-
Плод – название плода.
Семя – размеры, форма, окраска и т. д.
Если возможно наблюдать цветение или плодоношение – время цветения, тип опыления, способ рассеивания семян и плодов.
Сведения о семенном или вегетативном размножении в местных условиях; есть ли всходы или молодые растения; есть ли отпрыски, пневая поросль и пр.; другие виды вегетативного размножения.
Экологические особенности растения: относительная теневыносливость или светолюбие, влаголюбие, требовательность к минеральному богатству почвы и т. д.
Распространение вида в районе практики и на территории Чувашии. Природное и хозяйственное использование.
Дополнительные данные о биологии растения, полученные при наблюдениях в природе или из литературных источников.