No Image

Парк в английском стиле

СОДЕРЖАНИЕ
0
116 views
09 марта 2020

В XVIII веке, после падения монархий в Европе, искусство садов вновь обратилось к теме Природы — главного источника красоты и вдохновения.

Английский пейзажный парк обозначил новую эпоху в восприятии природной красоты в ее естественных формах. Европейские художники-пейзажисты XVIII века (Пуссен, Лоррен и др.) подготовили общественные вкусы к восприятию непринужденной простоты сельских пейзажей, живописных куп деревьев, холмов и извилистых дорожек. Большое влияние на европейский вкус того времени оказали китайские и японские сады, описания которых стали появляться в связи с налаживанием торговых и дипломатических отношений с Востоком.

Естественные формы пейзажного сада символически обозначали свободу духа и разума, так необходимую нарождающемуся буржуазному гражданскому обществу.

Пейзажный сад устраивается на естественном рельефе, может быть чуть сглаженным подсыпками и преобразованиями с целью придания поверхности почвы более выразительных очертаний. Это могут быть и умиротворяющие пологие холмы, и грозные скалистые уступы.

Светлые поляны чередуются с тенистыми рощами, плоские лужайки с пологими спусками. То и дело взору открываются восхитительные перспективы с видами-вистами на реку, холм, одинокое дерево, мельницу, деревеньку.

Рукотворные пейзажи английского парка передают настроения, переживания, чувства (печальные, романтические, радостные, лучезарные, суровые, умиротворяющие и пр.). Для этой цели отлично подходят растения: «суровые ели, веселые березки, элегантные ивы, величественные дубы».

Искусственные водоемы располагаются, как в природе, в самых низких точках рельефа, имеют плавные очертания береговой линии, острова, заливы.

Границы парка искусно маскировали, скрывали, чтобы у посетителя создалось впечатление единения парка с окружающей природой. В практику паркостроения вошел так называемый «привлеченный» ландшафт — вид из парка на окружающую (как правило, сельскую) местность, иллюзорно как бы включенную в состав парковых панорам. Этот прием зрительно расширяет территорию небольшого парка, создает ощущение простора и безграничности прекрасного пейзажа, а также создает иллюзию полной естественности.

Рис. 11. Парк Стоурхэд

Романтизм, философское и литературное направление мысли того времени предполагает наличие в саду напоминаний о бренности жизни (надгробия и «могилы» с надписями), таинственных гротов с родниками и античных руин (таинственность природы и быстротечность времени). Символом английского пейзажного парка стала парковая композиция — античные руины, сквозь которые бежит веселый ручей. Особо ценилось все старое — мшистые камни, вековые деревья, руины построек.

Садовые постройки выполнены в классическом стиле (снова античная архитектура). Беседкам и павильонам придавали вид храмов («Храм Дружбы», «Павильон воспоминаний» и пр.). Часто парк воспроизводил литературный сюжет — «путешествие души» сквозь препятствия и испытания жизни, изображаемые в парке в виде суровых ущелий, темных рощ, скал и гротов, шатких мостков и неожиданных видов.

Читайте также:  Цветок фуксия все о цветке

В XVIII веке в английских пейзажных парках часто встречались китайские пагоды, горбатые мостики, крупные водоемы с прогулочным маршрутом по берегу как дань моде на китайские сады.

Растения в английском пейзажном парке вышли на первый план. Форма крон, ветвление побегов, почки, листья, цветы, осенние краски — все приобрело особый смысл и значение. Англичане насыщали парки и сады экзотическими, привозными растениями, добиваясь большей выразительности. Некоторые сады больше напоминали ботанические коллекции. Так в пейзажных парках Англии обосновались японские клены и гортензии, американские сосны, горные рододендроны, новозеландские травы.

Некоторые парки, особенно XIX века, более приближены к виду и образу северной природы, такие парки назвали «реалистическими». Другие поражают своей экзотической красочностью и «южным» разнообразием флоры, такие называют «живописными». Однако все они передают языком ландшафтного искусства многоликий образ природы.

Со времени Возрождения Природа раскрыла человеку многие свои тайны, но все равно она по-прежнему вызывает у него восхищение и преклонение. Вкусы и представления человека XVIII-XIX веков иные, чем сегодня, рукотворные пейзажи более приукрашенные, порой нарочито живописные. Этим английские пейзажные парки отличаются от современных природных садов.

Характерные особенности английского пейзажного парка:

  • 1. Пейзажная планировка (плавные линии, отсутствие симметрии).
  • 2. Прекрасный вид — основа парка, природные формы и линии — его планировка, растения — строительный материал. Природный камень, вода, рельеф — изысканный декор. Классические постройки и скульптура — одухотворяющее природу присутствие искусства.
  • 3. Рассчитан на пешие или конные прогулки, имеет многочисленные видовые точки по пути следования посетителя, красивые объекты могут раскрываться постепенно — вначале издали, потом сквозь деревья, еще ближе и, наконец, непосредственно «в упор».
  • 4. Романтизм — основное наполнение сада, в виде напоминаний о времени, прошлом, приятных событиях и датах.
  • 5. Вода присутствует в виде водоемов природной формы — озера, пруда, протоки, ручья, водопада и пр. Нет фонтанов и чаш с водой, нет причудливого украшения сада — все естественно и непринужденно.
  • 6. Фруктовые сады, сараи, амбары и огороды тщательно маскируются, они не вписываются в романтический возвышенный образ пейзажного сада.
  • 7. Границы парка маскируются для создания иллюзии объединения парка (сада) с окружающей природой. Характерные растения — дуб, ива, клены, береза, рододендроны, гортензии, калины, хвойные, дикие плодовые. Массивы (высадка по несколько тысяч штук) нарциссов, подснежников, тюльпанов, крокусов и пр., имитирующих естественные луга в цвету.
Читайте также:  Сколько времени варится свекла для салата

Наибольшее влияние на формирование английского паркового стиля оказали две отличительные черты, присущи средневековой Британии. Первой, являлись массивы огромных нетронутых и густых вековых лесов, которые мы можем ярко представить себе, просмотрев фильм “Робин Гуд”.

Второй отличительной чертой стиля являлись вольности и свободы, разрешенные королем своим подданным. Из некоторых литературных источников нам известно, что пейзажный стиль возник в Англии в XVIII веке.

Одно, несомненно, самобытный уклад жизни старой Англии оказал влияние на стиль парковой культуры, наиболее близко приближенной к природе с присущими ей свободными и естественными взглядами и представлениями. Беседка, пруд, нагромождение валунов неправильной формы — непременный атрибут английского парка.

Английский парковый стиль (английский парк) представляет собой облагороженный лес, в нем все естественно и создано самой природой. В английском парке отсутствуют прямые линии и геометрические фигуры. Деревья и кустарники не располагаются прямыми отрезками, и их стрижка всегда выполнялась волнистыми линиями.

Деревья в английском парковом стиле рассажены ярусами примерно в такой последовательности – коротко подстриженный травяной газон, затем клумбы, рабатки, цветники, далее куртины, потом кустарники и охватывают пространство парка большие деревья.

Такое расположение растений наиболее сходно с естественной природой. Ландшафт парка выполнен таким образом, что найти в нем что-то искусственное и являющее собой плод деятельности рук человеческих, довольно сложно. Английский парк может быть устроен в виде хаотически разбросанных элементов и деталей, однако этот хаос только кажущийся, а на самом деле продумано до мелочей.

Вся соль хаоса состоит в том что, продвигаясь по извилистой (это обязательное условие стиля) дорожке за каждым ее поворотом открываются новые построения и структуры, при своем расположении создающие гармоничность и завершенность пейзажа.

Как было отмечено выше, линии в английском парке выполнены извилистыми, и сам рельеф неровный, с холмами и оврагами, озерами и прудами, берега которых неровны и с неправильными контурами. Извилистые дорожки не имеют резких и надуманных поворотов, а материалом для их устройства служит исключительно природный материал.

Плавные и извилистые линии, это стержень пейзажного стиля и проходит он через составляющие элементы, в том числе и сооружения находящиеся в нем. Деревья и кустарники для английского парка подбирают из видов, имеющих естественную и природную округлость.

По мере роста дереввьев постоянно формируется их округлая крона путем периодической стрижки и иногда изменением направления роста отдельных ветвей.

Еще одной отличительной особенностью английского парка является идеально подстриженный газон, который с завидной регулярностью невзирая на погоду подстригается. Пруды, водопады, каскады, ручьи и даже небольшие декоративные болотца, это важные составляющие и выглядят наиболее естественно. При построении английского парка водные виды, высаживаемые в водоемах, применяют приспособленые для вашей климатической зоны.

Читайте также:  Рассказ про горох окружающий мир 3 класс

Содержание

Английские истоки [ править | править код ]

Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.

Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.

Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).

Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки. Рептон более густо засаживает свои сады кустами и деревьями, организованными в группы различной плотности.

«>

Комментировать
0
116 views
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Огород
452 комментария
No Image Огород
0 комментариев
No Image Огород
0 комментариев
Adblock
detector